15-08-2013
Если бы учет покупок совершался записью продавцом наименования, количества и цены в
бухгалтерскую тетрадь – мы до сих пор оставались бы на уровне развития самой глухой
деревни или обычного города конца 19 – начала 20 веков.
Однако мы – жители современного города, живущие в 21 веке – веке технологий и массовой
автоматизации большинства сфер деятельности человека. Поэтому и учет товаров сегодня –
дело, в котором без специальной техники не обойтись.
Штриховое кодирование товаров – от середины века до наших
дней
Система автоматического учета продажи товаров была изобретена в середине 20 века
молодыми американскими аспирантами Бернардом Сильвером и Норманом Джозефом Вудландом,
которые, изучив известные на то время системы маркировки, разработали собственную модель,
по которой и производится современное штриховое кодирование товаров. По словам Вудланда,
основой новой системы стала азбука Морзе, в которой им были удлинены точки и тире.
Для того чтобы производить считывание информации, Сильвер и Вудланд пользовались
переоборудованной системой звуковой дорожки. Сейчас же для создания и считывания
штрих-кодов применяется специальное оборудование – стационарные и мобильные сканеры,
принтеры, встроенные в кассы и выносные, терминалы сбора данных и т.д.
Штриховое кодирование товаров – разновидности
Сегодня известно два способа кодирования информации – линейный и
двухмерный.
Первый основан на зашифровывании информации в одном направлении – по горизонтали.
Именно этот способ использует современное штриховое кодирование товаров. В шифре такого
кода обычно содержится небольшое количество данных – от 20 до 30 цифр, которых вполне
хватает для хранения информации о товаре.
Второй используется для кодирования больших информационных массивов и читается как по
горизонтали, так и по вертикали. Уже внутри этого способа выделяют две разновидности кодов
– многоуровневые и матричные. К этому типу шифрования информации относят популярное
сегодня QR-кодирование.
Штриховое кодирование товаров в торговле
Наиболее часто в торговле используют международную систему кодирования EAN-13. Код в
ней состоит из 13 цифр и штрихов разной толщины, в которых они зашифрованы.
Штриховое кодирование товаров основано на считывании информации из этих штрихов и цифр
следующим образом:
Первые две цифры – страна изготовитель (страна-продавец) продукта;
Следующие пять цифр – предприятие, выпустившее товар;
Еще пять – наименование продаваемого продукта и его свойства;
Последняя цифра – контрольная. Служит для уточнения верности
считывания штрих-кода.