Итак, решение о том, что на определенном участке под ногами пешеходов будет не банальный асфальт, а качественное покрытие, принято окончательно и бесповоротно. Но как определить качество плиточного покрытия, не имея специальных приборов и не проводя лабораторные испытания?
Звук
Качественная
тротуарная плитка имеет зеркальную поверхность. Добиваются этого двумя способами: добавляя в бетон спецдобавок или банально разводя водой. Второй способ, разумеется, для производителя куда дешевле первого. Как узнать причину зеркальности? Слегка ударьте две
плитки друг о друга, прислушайтесь к звуку. Звонки? Значит, продукцию делали со спецдобавками. Если же глухой – «просто добавили воды», как в старом рекламном ролике о сухих напитках.
Цвет
Многое может сказать и цвет. Качественная бетонная брусчатка должна иметь насыщенный и яркий окрас. Если
тротуарная плитка чересчур уж яркая – скорее всего, она имеет повышенное содержание пигментов красителя, что не делает ее прочной.
Цена+клеймо
Цена качественной
плитки не может быть слишком низкой, если ее изготавливали на
современном оборудовании с применением качественных испытанных материалов.
Качественная
тротуарная плитка изготавливается по условиям ГОСТа 17608-91. Об этом свидетельствует клеймо производителя. Или предъявленный сертификат качества.
Очевидно, что в выбор очень дешевой брусчатки чреват коротким сроком службы.
Перед покупкой точно рассчитайте нужное количество
тротуарной плитки. Потом докупить ее будет сложно — цветность плиток одного типа из разных партий часто не совпадает по тону. А в иногда, кстати, и по размеру.
Бордюры: вибропресс или вибролитье?
Чтобы
плитка служила дольше, при реконструкции дорожного покрытия устанавливают бордюры. Какие из них лучше? Конечно, бордюр дорожный производят не только из бетона, а еще из пластика и даже из дерева. Но давайте будем подходить с точки зрения сочетания функциональности, долговечности и относительной дешевизны. В этом смысле именно бетонные бордюры выигрывают перед остальными (гранит – тоже хорошо, но довольно дорого).
Бетонные бордюры изготавливают в основном двумя способами, которые коротко называются вибролитьем и вибропрессованием.
Именно вибролитой
бордюр дорожный выигрывает по всем статьям у вибропрессованного:
- геометрические размеры: у вибропрессованного они точные, вибролитой подвержен сколам.
- прочность при эксплуатации: в процессе вибрации и прессования составляющие бетонной смеси сближаются максимально. Структура бетона в результате – мелкопористая. Бордюр устойчив к повреждениям. При вибролитье составляющие смеси распределяются неравномерно. Внутри изделия образуются пустоты и раковины. Что способствует появлению трещин и разрушению.
- морозостойкость: выбропрессованное изделие устойчиво к воздействию низких температур из-за отсутствия капиллярных пор. Это дает хороший «иммунитет» к влагопоглощению. А вот вибролитой бордюр дорожный имеет большое количество капиллярных пор, что увеличивает процент влагопоглощения. В итоге – большой риск разрушения изделия в холодное время года при замерзании воды. Проще говоря, замерзшая вода «разрывает» такой бордюр изнутри.